RENAULT В ГАРМОНИИ СО ЗВУКОМ — ЭПИЗОД 2: ГОЛОС ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

RENAULT В ГАРМОНИИ СО ЗВУКОМ - ЭПИЗОД 2: ГОЛОС ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ


Идея добавить звук в электромобиль — по своей природе тихий и, следовательно, «чистый» в плане акустической экологии — может показаться странной. Однако это необходимо по соображениям безопасности. Без предупреждающих звуков пешеходы не услышат приближающийся электромобиль. Водителям тоже важно, чтобы люди знали об их приближении. Соответственно, электромобили должны издавать звуковое предупреждение для пешеходов, значит, этот аспект нужно учитывать при разработке. И здесь перед компанией открывается множество возможностей для неординарных решений в области саунд-дизайна.

В электромобиле вас поражает тишина. А мы хотим раскрасить ее звуками.

Лоран Уормс, менеджер по звуковой стратегии Renault Group

 

Звук тишины

Renault разрабатывает оригинальные предупреждения (VSP), начиная с первых своих электрических концептов. В 2012 году оно впервые появилось в серийной версии ZOE, который сообщал окружающим: «Я электрический, я самый современный, я — Renault». Этот звук должен был отражать ценности бренда, его доброжелательный и ориентированный на человека характер. В дальнейшем он стал бы применяться и в других электрических моделях Renault. «Идея проста — предупреждать пешеходов, не пугая их! В то же время необходимо сформировать положительную ассоциацию между этим оповещением, электромобилями и брендом Renault в целом», — объясняет Лоран Уормс.

Сегодня Renault готовит выпуск нового поколения электромобилей, разработанных на базе шоу-каров Mégane eVision и R5 Prototype. И им тоже понадобится собственная внешняя акустика будущего. Ее разработкой, как и в случае с первым звуковым предупреждением, займутся исследовательские группы по психологическому восприятию и саунд-дизайну из студий и акустических лабораторий IRCAM в Париже.

Продуманная партитура и идеально настроенные инструменты

Ключевую роль в саунд-дизайне играет командная работа. Требуется глубокое понимание задач, высокая техническая квалификация, терпение и внимание к деталям. В этой работе пересекаются интересы разных функциональных подразделений Renault Group, включая департаменты развития продукта, дизайна и инженерных разработок. Также необходимо, чтобы в создании VSP участвовали сторонние партнеры и эксперты. Кстати, сотрудничество Renault Group с IRCAM началось еще в 1994 году, задолго до того, как Renault сделала электромобили приоритетным направлением своего развития. Благодаря этому партнерству появилось несколько новых технических специальностей: Лоран Уормс и другие сотрудники учились в IRCAM до того, как стали работать в Renault в передовой сфере прикладной акустики.

Моя задача — определить направление работы. Я анализирую отзывы клиентов и текущие тенденции и составляю звуковые спецификации, где описываются нужные ощущения и впечатления, созвучные идентичности нашего бренда.

Лоран Уормс

В звучании будущих электрических моделей Renault необходимо сохранить и развить исторические параллели с прежними автомобилями бренда. И эту прикладную задачу с ее уникальными требованиями решают специалисты IRCAM, которые обладают необходимыми знаниями в области фундаментальных исследований, акустики, музыки и звука. Проект стартовал под руководством Николя Мисдарииса (Nicolas Misdariis), директора по исследованиям и руководителя групп PDS, и Андреа Чера (Andrea Cera), композитора и саунд-дизайнера, который уже много лет работает с группами PDS, в том числе над саунд-дизайном для автомобилей.

На первом этапе необходимо было сформулировать технические, эргономические, функциональные и стилистические характеристики звукового решения. Другими словами, требовался ответ на вопрос: «Что необходимо учесть в характере внешнего звука?»

Исходные данные были представлены на групповых обсуждениях в виде словесных описаний, изображений, звуковых библиотек и даже шумов, отражающих разные ощущения и эмоции, которые должен вызывать финальный саунд-дизайн.

Совместная работа ведется уже давно и основана на отзывах и опыте, полученных более чем за 10 лет. Наши знания помогают четко определять такие важные характеристики, как, например, назойливость звука. Конечной целью является соблюдение принципов звуковой экологии, когда звук внутри автомобиля делается как можно менее навязчивым, обеспечивая максимальный комфорт водителю и пассажирам.

Николя Мисдариис

Сформулированные цели затем преобразуются в звуковые материалы с помощью инструментов и реальных (записанных) либо синтетических компьютерных звуков с учетом фундаментальных принципов гармонии. Так, например, мажорное трезвучие или консонантный аккорд лучше, чем другие звукосочетания, создают ощущение легкости или радости… Напротив, диссонанс, даже небольшой, немедленно вызывает напряжение, словно сообщая: «Будьте осторожны!» Эти музыкальные правила применяются в создании звука VSP.

Саунд-дизайнер из богатого звукового материала формирует гармоничную композицию. После этого наступает очередь ритмов и модуляций, с помощью которых, в частности, происходит акустическая адаптация VSP к движению конкретного автомобиля. Это позволяет создать уникальный, живой, динамичный и узнаваемый звук. 

Координация оркестра

После исследовательской фазы возникают определенные концепции и предложения, вопросы и сомнения. Всегда есть риск, что оценки человека основываются на субъективных вкусах — это первая ловушка. Следующая ловушка — подсознательное стремление найти консенсус по всем мнениям, часть которых непременно окажется несовместимой. Таким образом, в течение проекта директор по вопросам акустического восприятия должен отстаивать и сохранять общую концепцию, сформулированную исследовательскими группами. В конечном счете при принятии решений крайне важно взять за основу яркий, иногда даже спорный, характер, выбранный для фирменного звучания. В перспективе такой подход с большой вероятностью оправдается. Именно такого мнения придерживается Renault.

Лоран Уормс: «Я мечтаю, чтобы фирменный звук будущих электромобилей Renault рождал эмоции, подобно аромату духов, и при этом способствовал улучшению звуковой обстановки в городах».

Лоран УОРМС: не только эксперт по акустике, но и превосходный музыкант

Лоран увлекается саунд-дизайном и современными аудиотехнологиями. Он получил второе высшее инженерное образование в сфере музыкальной акустики в институте IRCAM и является меломаном-мультиинструменталистом. Лоран поет и играет на электрогитаре в кавер-группе, которая исполняет поп- и рок-композиции и периодически выступает на сцене. Он также сам сочиняет музыку на компьютере с применением аналоговых и цифровых технологий.

Renault Group и IRCAM: партнерство на протяжении более четверти века

Исследовательский институт акустики и музыки, основанный Пьером Булезом (Pierre Boulez) в 1977 году, является одним из отделений Центра Помпиду в Париже. Ключевой задачей IRCAM является налаживание продуктивного взаимодействия в сфере научных исследований, технического развития и современной музыки. В лаборатории STMS, оснащенной по последнему слову техники, работает семь исследовательских групп.

С 1994 года IRCAM по запросам Renault Group работает над такими темами, как характеристики звука двигателя, звуковые предупреждения, акустические свойства пассажирского отсека и внешний звук автомобилей.  IRCAM и, в частности, Андреа Чера и Николя Мисдариис, вели исследовательские акустические проекты для концепт-каров Renault ZOE и DeZir, Frendzy, Twin Z, TreZor и SYMBIOZ.


Источник: media.renaultgroup.com